yuryper (yuryper) wrote,
yuryper
yuryper

Categories:

Цветок душистых прерий Лаврентий Палыч Берий

Оригинал взят у novayagazeta в Цвет и тени нации

Герои нашего и не нашего времени на экранах ТВ.

«Лаврентий Палыч Берия вышел из доверия. А товарищ Маленков надавал ему пинков». Так шутили в былые времена над поверженным злодеем и палачом, но времена меняются. И Лаврентий Палыч Берия вновь вошел в доверие — и вот уже журналист Сергей Медведев в фильме «Лаврентий Берия. Ликвидация» на Первом канале предупреждает аудиторию: «То, что мы вам сейчас расскажем, возможно, заставит историков переписать учебники».

Вообще-то переписывание истории — занятие нынче и крамольное, и недопустимое. Но если сама Родина решит, что надо и пора, — то в добрый путь. Ну и, стало быть, пришло время реабилитировать того, кого назначили некогда главным злодеем эпохи, а на самом-то деле народу рассказали о нем все, кроме правды. А истинная правда — вот она, в «сенсационном расследовании» Сергея Медведева. Не несет Берия ответственности за Большой террор, ибо был переведен в Москву в 1938 году и, наоборот, при нем многие дела несправедливо репрессированных были пересмотрены и людей оправдали. Слухи о сластолюбии всесильного наркома, а потом министра внутренних дел — чистой воды вымысел: никаких девушек Лаврентий Палыч (Сергей Медведев по большей части уважительно называет своего героя не по фамилии, а по имени-отчеству) силой не брал, в подвале своего особняка не держал и уж тем более — не мучил. Напротив, был он отменным семьянином — любил жену, сына и внуков. Любовницу, которая родила ему дочь (ну с кем не бывает, дело житейское), он тоже заботой не оставил: подарил квартиру на улице Горького и сыну незадолго до своей гибели завещал не бросать дорогих ему людей.

И, наконец, самое главное: не планировал Лаврентий Павлович никакого заговора с целью захвата власти, а замышлял масштабные реформы. Но коварный Хрущев со товарищи обвели Берию вокруг пальца и ликвидировали его прямо во дворе собственного дома, присвоив себе его прогрессивные идеи. А народу еще целых полгода морочили голову якобы ведущимся следствием, тогда как расстреляли они бывшего соратника без суда и следствия, обвинив в шпионаже. Он мог бы спастись — бежать, скрыться, но почему-то ничего не сделал для своего спасения. Возможно, потому что был благороден и доверчив и не ожидал такой подлянки от своих же. «Интересно, — задается вопросом в финале фильма автор Сергей Медведев, — если бы не прозвучали выстрелы во дворе особняка Берии 26 июня 1953 года, как бы сложилась дальнейшая история нашей страны и кого бы назначили ее главным злодеем?»

Мысль, в общем, понятна: страна, потеряв одного из лучших своих сынов, потенциального реформатора и прогрессиста, утратила и шанс пойти по иному пути. Вот только что это был бы за путь — авторы зрителям не сообщают, лишь намекают, что всё лучше, чем при Хрущеве, у которого, между прочим, тоже руки по локоть в крови и нечего, значит, на Берию всех собак вешать.

А вскоре подоспело столетие еще одного выдающегося потенциального реформатора — Юрия Андропова, которое все основные федеральные каналы отметили с необычайным размахом. Фильм «Юрий Андропов. Терра инкогнита», показанный каналом «Россия 1», исполнен в духе совершеннейшего панегирика. Соратники бывшего председателя КГБ, а затем и генерального секретаря Политбюро ЦК КПСС не могут припомнить ни одной неприятной черты героя, ни одного неверного и тем более нелицеприятного его поступка.

Рассказывают с придыханием, что был он фигурой государственного масштаба, тончайшим дипломатом, «наиболее информированным и умным руководителем со времен Ленина». При этом отличался личным бесстрашием (не побоялся выйти навстречу разъяренной толпе в мятежном Будапеште 1956 года, убедив советское руководство подавить мятеж и ввести, наконец, танки в восставший город). Был абсолютно лишен тщеславия, алчности и корыстолюбия. Его аскетичность стала и стилем всех сотрудников КГБ. Что еще важно — четко осознавал роль интеллигенции в формировании общества и призывал всех своих коллег по партии с ней не ссориться. Предложение Косыгина выслать Солженицына на Северный полюс, чтобы он там поморозился, Андропов с негодованием отверг, а перед высылкой опального писателя в Германию распорядился выдать тому 300 марок, хотя и знал, что на его зарубежных счетах скопились десятки миллионов иностранных денег. Ну и финал — в том же примерно духе, что и у Медведева в фильме про Берию: «Он долго шел к вершине пути. Он заслужил это место на вершине. Жаль, что срок оказался таким коротким. Но если и сегодня человека не забыли, значит, путь этот был пройден не зря».

Короче, та же песня: проживи великий Юрий Владимирович Андропов подольше — и было бы всем нам счастье. Счастье на века. А так — пришел Горбачев, одна из роковых ошибок Андропова (была, значит, ошибка-то!), и все испортил. И покатилась страна в тартарары. Но коли при этом и Андропова не забыла — не все потеряно. И слава богу, есть у него теперь преемники (все из тех же «аскетичных» недр КГБ), а значит, живет страна и знает, делать жизнь с кого.

Фильм Леонида Парфенова «Цвет нации», премьера которого состоялась в праздничный день (а точнее — в послепраздничную ночь 12 июня), — тоже о той стране, которая была да сплыла. Но в отличие от страны Берии и Андропова, которая медленно, но верно восстанавливается, та страна, Россия в цветных фотографиях Сергея Прокудина-Горского, — исчезнувшая цивилизация. Совмещая изображения цветущей и процветающей России, сделанные выдающимся фотографом-новатором более ста лет назад, с сегодняшними видами упадка и разрухи, снятыми с тех же точек и ракурсов, Леонид Парфенов с горечью констатирует: «Сегодня здесь восстанавливать уже нечего. Да и к чему? Так бы и зафиксировать руины, и пусть они стоят как памятник стране, которой больше нет. А пройдут пароходы — салют России!» А бродя по кладбищу Сент-Женевьев-де-Буа, где покоятся и сам Прокудин-Горский, и многие лучшие сыны России, тот самый цвет нации, читая надписи на могильных плитах, размышляет Парфенов, что сто лет — невеликий вроде срок, а случился разрыв цивилизаций, и они для нас — другая Россия, мы не от нее, а от советской цивилизации произошли. Ей же и наследуем. И верной дорогой к ней же идем, товарищи. Семимильными шагами.

Ирина Петровская
Обозреватель «Новой»

Tags: коррупция, фашизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments